9 сентября (9 день). Горные дороги и спокойная Адыгея.
Бугазская коса – ст. Благовещенское – г. Крымск – п.Отрадный – ст.Новодмитриевская – г.Горячий Ключ – г.Хадыженск – г.Апшеронск – г.Майкоп (Республика Адыгея).
Пройдено около 350 км.
Вложение:
1.JPG [ 343.69 KiB | Просмотров: 4307 ]
С автокемпинга выехали около 10 часов: пока собрались, пока нам открыли ворота, чтобы выехать, пока оплачивали оставшиеся два дня пребывания. Сегодня день перегона, точной конечной точки нет, просто как можно ближе доехать до горной местности, где планировался внедорожный маршрут.
Дорожное полотно в основногм хорошее, не считая отрезка пути около станицы Новодмитриевская, где по щебенке в пылище проехали примерно 30 км. Вдоль дороги стоят знаки «Ремонт дороги» еще с давних времен.
Часто встречаются мощные новотехнологичные заводы по производству гипсовых плит, строительных смесей, отделочных материалов типа «Knauf».
Вложение:
2.JPG [ 617.38 KiB | Просмотров: 4307 ]
В сентябре уже темнеет рано и это корректирует наше пройденное расстояние. Вроде расстояние пройдено всего 350 км, но серпантины, вечные спуски и подъемы, отсутствие местами асфальтированной дороги увеличивает время прохождения. Въезжаем в Адыгею около 18 часов, бронируем в Майкопе квартиру . С квартирой снова никаких проблем, ключи от однушки в новостройке нам передают в течение получаса. Сам город очень понравился, чистый, улицы перпендикулярные друг другу. Создается чувство «правильности и порядочности». И те самые волнительные мысли при словах «Адыгея и адыгейцы» мигом проходят. Вполне радушные обычные жители, разговаривающие как и мы, на русском и национальном языках.
Вложение:
3.JPG [ 490.01 KiB | Просмотров: 4307 ]
Цена вопроса (5200 р.):
Бензин – 1800 р.
Продукты – 1600 р.
Плата за автокемпинг на косе(2 дня) – 800 р.
Съем квартиры – 1000 р.
10 сентября (10 день). День адреналина и кавказского колорита.
г.Майкоп - г.Лабинск (Краснодарский край) – пгт Мостовской – ст.Андрюки – г.Карачаевск (КЧР) – с. Учкекен – с.Хасаут – база Долина Нарзанов (Зольский р-н КБР).
Пройдено около 400 км (из них 100 км бездорожья)
Вчера проехали немного, наверстываем упущенное ранним подъемом. Туман еще спит на дорогах.
Вложение:
4.JPG [ 249.15 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вложение:
5.JPG [ 594.7 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вложение:
6.JPG [ 759.04 KiB | Просмотров: 4307 ]
Проезжая аул Верхняя Мара, преодолеваем красивейший перевал Гум-Баши на высоте около 2000 метров н.у.м. до смотровой площадки на Эльбрус. Едем по перевалу в предвкушении, что вот-вот должна показаться шапка самой высокой горной вершины России. И вот он! Будто полупрозрачный кристалл под яркими лучами солнца навис над горными ландшафтами. Зрелище непредсказуемо настолько, что забываешь фотографировать. Доезжаем до смотровой. Потрясающе красиво!
Вложение:
7.JPG [ 506.13 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вложение:
8.JPG [ 508.71 KiB | Просмотров: 4307 ]
Немного ниже на спуске есть еще одна смотровая площадка. Для гостей здесь предусмотрены стояночные места, кафе с открытой площадкой с видом на гору, где можно поесть. Взяли на перекус хычины (здесь они очень жирные) и густой айран (настоящий, а не то, что продают у нас в магазинах на подобии разбавленного кефира). Здесь же на месте разделывают свежую баранину.
Вложение:
9.JPG [ 355.33 KiB | Просмотров: 4307 ]
Налюбовавшись видами, движемся в сторону села Учкекен.
Вложение:
10.JPG [ 633.48 KiB | Просмотров: 4307 ]
Весь маршрут Артём составлял на протяжении нескольких месяцев, не спеша и читая не один отчет. Для составления сегодняшнего маршрута переписывался с одним «шнивоводом», который в прошлом году круто проехался по красивейшим местам Северного Кавказа. Его трек помог проложить маршрут на ближайшие несколько дней с учетом подготовки нашей машины и наших условий. С Учкекена сворачиваем на бездорожье в сторону Бермамыта, мне вручают ноутбук с заданным треком… Ну , в добрый пусть, как говориться. И пусть погода будет к нам благосклонна, потому что после дождя здесь ловить было бы нечего .
Вложение:
11.JPG [ 465.81 KiB | Просмотров: 4307 ]
После обеда немного начинают пробегать облака, не понятно, что ожидать от погоды… Первая точка - гора Шапка. Пока поднимаешься наверх, ничего особенного. Но добраться однозначно стоит!
Вложение:
12.JPG [ 658.04 KiB | Просмотров: 4307 ]
Места очень красивые, но не для детской бегатни. Вдоль обрыва ходим только за ручку.
Вложение:
13.JPG [ 671.21 KiB | Просмотров: 4307 ]
На скальном пятаке встречаем отдыхающих за приготовлением шашлыка. Да, место для отдыха действительно зачётное.
Вложение:
14.JPG [ 707.86 KiB | Просмотров: 4307 ]
Неподалеку есть еще одно зачетное место – Гришкина балка с водопадами и сталактитовыми пещерами, но спуск туда очень крутой. Решаем не рисковать, еле поднявшись обратно на развороте. Дальше идут полевые дороги вдоль ЛЭП, ориентирую пилота как можно чётче по треку, хотя дороги из года в год немного варьируются.
Вложение:
15.JPG [ 484.2 KiB | Просмотров: 4307 ]
Дорога местами рыхлая в перемешку с камнями.
Вложение:
16.JPG [ 613.8 KiB | Просмотров: 4307 ]
На пути к Бермамыту.
Вложение:
17.JPG [ 606.18 KiB | Просмотров: 4307 ]
На мгновение как вуаль, тебя окутывает пролетающее мимо облако.
Вложение:
18.JPG [ 386.27 KiB | Просмотров: 4307 ]
Скальный амфитеатр. Место завораживает нереальной красотой.
Вложение:
19.JPG [ 664.66 KiB | Просмотров: 4307 ]
Скала «Два монаха». Пожалуй, самый рискованный снимок, сделанный мною. Чтобы снять их сбоку, аккуратно прохожу на небольшой каменистый пятачок и снимаю только сидя. Просторы и высоты кружат голову, обратно на корточках . Горы красивы настолько, насколько и опасны…
Вложение:
20.JPG [ 1017.64 KiB | Просмотров: 4307 ]
Не смотря еще на теплую погоду и солнце, на плато дуют сильные холодные ветра. Когда выходишь из машины, кажется что открываешь дверь большой морозильной камеры, вдыхая сильный и леденящий ветер. Температура около 8 градусов тепла.
Вложение:
21.JPG [ 520.09 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вложение:
22.JPG [ 695.32 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вершина Бермамыт (2592 м.) и геодезическая конструкция. Самое зачетное фото машины сделано, можно ехать дальше. Жаль, что в это время вид на Эльбрус был затянут облаками. Немало путешественников и пейзажистов стремиться переночевать именно здесь ради снимков вершины на рассвете и закате. К большому сожалению, здесь в ноябре этого года погиб известный путешественник – пейзажист с «drive2», упав с обрыва на машине, но успев сделать ошеломляющие снимки Эльбруса на рассвете.
Вложение:
23.JPG [ 680.1 KiB | Просмотров: 4307 ]
Встречаем довольных москвичей с гламурной собачкой, приехавшие сюда из Кисловодска на «Yeti».
Вложение:
24.JPG [ 528.8 KiB | Просмотров: 4307 ]
Дорога пролегает через аул Хасаут (43.705939°, 42.513275°). Но до него пришлось проехать местами по очень опасному серпантину (адреналина хапнули сполна), каменистым засадам. Дорога от Бермамыта до Хасаута абсолютно безлюдная, местами встречаются только пасущиеся стада тысячи голов баранов с замыкающими пастухами. Проехать можно только по сухому.
«Сгорел аул – и слух об нем исчез;
Его сыны рассыпаны в чужбине.
Лишь иногда в туманный день черкес
Об нем, вздохнув, рассказывает ныне…»
Почти заброшенный Хасаут (Схауат ) находится в 3 км. от вершины Бермамыт. В давние времена славился овцеводством и коневодством. Здесь были выведены две породы лошадей. В XIX веке Хасаут стал популярен среди представителей русской интеллигенции, военных, деятелей культуры и др. 14 июля 1829 года в ауле остановилась первая экспедиция Российской Академии наук, под руководством генерала Георгия Емануеля. К 1926 году – 600 семей с населением 1245 человек. Во время войны в 1943 коренное население признали врагами народа и депортировали по причине более раннего нахождения здесь немцев. Вот так своих же «поддерживали» и так в нелегкое военно время. Сейчас в ауле проживают около 20 человек, хотя в планах возрождать наследственные земли.
Дорога через аул «лайтовая». Проезжая здесь, радуемся, что тяжелая часть маршрута пройдена, погода нам благоволила, дождя так и не было.
Вложение:
25.JPG [ 569.49 KiB | Просмотров: 4307 ]
О том, какая печальная судьба постигла аул мы узнали позже, а пока поскорее проезжаем , дабы не бередить местных…
Вложение:
26.JPG [ 559.83 KiB | Просмотров: 4307 ]
Вложение:
27.JPG [ 572.39 KiB | Просмотров: 4307 ]
Начинает темнеть, добираемся до базы «Долины нарзанов» на высоте 1350 м., где нам предоставляют место под палатку. Совсем рядом пробуем нарзанный источник и заваливаемся спать.
Маршрут от горы Шапка через Хасаут до базы «Долина нарзанов».
Вложение:
28.JPG [ 445.25 KiB | Просмотров: 4307 ]
Цена вопроса (2850 р.):
Бензин –2000 р.
Кафе - 350 р.
Место под палатку на базе – 500 р.