NB - это далеко не реклама, с соответствующей школой никаких договоренностей у меня не было, я не имею никаких личных выгод от составления и размещения этого текста. Хотите – верьте, хотите – нет, мне фиолетово. Поэтому не будет прямых ссылок, погуглите и обрящете. Отзыв планировался небольшим, но потом «Остапа понесло» (с).
Вложение:
WhatsApp Image 2017-11-03 at 11.58.35 (2).jpeg [ 187.9 KiB | Просмотров: 1934 ]
Есть у нас в Казани Школа высшего водительского мастерства. Ее основатель и руководитель Шатов Олег Юрьевич. Еще до приобретения нынешнего авто я мечтал пройти у него обучение по так называемому экстремальному вождению. Но ни я, ни О.Ю. не любим этот термин (поскольку он достаточно сильно дискредитирован журнализдами) и предпочитаем говорить "контраварийное вождение". ЕМНИП, то сначала в КШВВМ был только зимний курс "Школа скольжения" как наиболее востребованный - отработка приемов активной безопасности при низком коэффициенте сцепления (самое распространенное и простое – занос на скользком покрытии). Потом школа развилась, появились новые программы (кому интересно - в гугл, на сайт или к упомянутой персоне).
Курс «Защитное вождение», не скрою, заинтересовал меня прежде всего достаточно демократичной ценой (по сравнению с другими программами), небольшой протяженностью по времени и сугубо практическим наполнением. Стиль моего вождения с течением времени сменился к худшему - на манеру езду очень сильно влияло настроение, необходимость спешить, уроды на дорогах (да-да, тогда я еще считал половину водителей вокруг себя уродами) и т.п. С этим надо было что-то делать, поскольку даже супруга уже нервно сжимала ручку двери, когда я проносился в миллиметрах от соседних машин. А поскольку я решил прочно связать свою будущую работу с автомобилем, то пройти мне этот курс было просто жизненно необходимо. Да и новую машину было жаль, денег на КАСКО – тем более.
Когда я рассказал одному своему знакомому, что за 5 часов теории и 1 час практики я отдам 6500 рублей, то этот человек посчитал сие явление разводом. Я - нет. И не потому, что стыдно было показаться лохом. Еще очень давно я понял достаточно простую весчь – ты не ценишь то, что досталось тебе бесплатно. И чем дороже тебе это обошлось, тем большую пользу ты из этого стараешься извлечь. А из этого курса пользу извлечь определенно можно и нужно.
Итак, что же такое защитное вождение? Это стиль вождения, при котором до минимума снижена вероятность попадания в ДТП не зависимо от условий окружающей среды и действий других водителей. По утверждению Шатова, 90% (или даже 95%) ДТП водитель при наличии соответствующей подготовки может избежать. Я скептически отнесся к этому утверждению, но к концу лекции свое мнение изменил. Если проявить чуточку больше осмотрительности, не визжать в панике, не бросать руль, а действовать умело и хладнокровно – вырулить и выехать без потерь действительно можно почти всегда. Нюанс в том, что для этого реально придется постараться. И чем больше ваш водительский стаж, тем больше придется стараться, ибо переобучаться всегда сложнее, чем учиться с нуля.
Лекция началась с небольшого рассказа о том, откуда есть пошло понятие ЗВ, кто приложил руку к созданию курса и немного о самом Шатове и КШВВМ (последнюю часть я уже знал, слушал вполуха). Все пересказывать не буду (иначе будет неинтересно, да и в моей интерпретации может исказиться смысл), но кое-что показалось интересным. Оказалось, что в Великобритании умные люди задумались о том, как новоиспеченным полицейским без соответствующих навыков вождения необходимо добираться до места происшествия, не разбив машину и не угробив по пути к нему пару-тройку налогоплательщиков. Было создано Royal Society for the Prevention of Accidents. Его члены разработали соответствующие курсы и тренинги, подготовили преподавателей. Одним из них является наш нынешний лектор Шатов Олег Юрьевич. Курс, который он читает, отличается от британского, поскольку умные люди, желающие ездить безопасно, есть везде, а комбинировать знания можно до бесконечности. Но об этом пусть лучше расскажет он сам, если вы придете к нему на тренинг.
Вся лекция длилась примерно 4 астрономических часа с двумя короткими перерывами, сопровождалась весьма наглядными и доходчивыми слайдами и видеороликами. Вначале были показаны фото ДТП 19 века и современности. Разница была очевидна – скорости ниже, систем безопасности типа подушек и ремней никаких, трупов на фото не видно. Современность – груды железа, реки крови, горы мяса. И дело не в возросших скоростях и увеличившемся количестве машин или цензуры на фото. Люди уверовали в системы безопасности и стали водить гораздо быстрее, отчаяннее и менее осторожно. Выжить в авто стало сложнее. Но меня в необходимости курса убеждать не надо было, я пришел по собственной инициативе. Это было рассчитано скорее на сотрудников некоего весьма крупного предприятия, с которыми я совместно проходил этот курс. Слушали они, кстати, с разной степенью заинтересованности – видимо, не все считали эту учёбу настолько необходимой. Но речь не о них.
Пересказывать содержание лекции смысла нет – все это нормально воспринимается только в комплексе, да и отнимать хлеб у КШВВМ желания нет. Обращу внимание только на самое интересное, на мой взгляд (что успел законспектировать, раздаточных материалов не было):
1) что дополнительно необходимо делать при увеличении скорости; триада «скорость – наблюдение – пространство»;
2) что входит в понятие «наблюдение за дорогой»;
3) умеет ли вы дорогу читать?
4) как выбирать скорость (при этом Шатов признается, что стиль езды любит весьма динамичный);
5) вам нравится скорость. Что с этим делать?
6) торможение – что это такое и как правильно тормозить именно на вашем авто (для меня было полным откровением требование выжать сцепление – я всегда считал, что это приведет к блокировке колес);
7) при 40 км/ч пешеход выживет, при 60 км/ч – едва ли. Подвопрос – как изменятся последствия при движении со скоростью 60 и 65 км/ч? Небольшая разница, не правда ли? А последствия стоит увидеть на видео;
8) чем измеряется безопасная дистанция до впереди идущего авто? Когда ее надо увеличить?
9) в вашу безопасную дистанцию постоянно вклиниваются чужие авто. Что с этим делать и что будет, если не делать ничего? Сколько времени вы при этом потеряете (ответ вас удивит – гарантирую 146%).
10) что такое капсула безопасности;
11) реальные правила проездов перекрестков (не ПДД).
Информация была донесена в тезисах, сжато, в концентрированной форме. Если не умеете ее быстро перерабатывать и применять - идти туда нет смысла.
Сотрудники предприятия-заказчика проходили практику в тот же день. Я (так получилось) - на следующий. Сначала я об этом пожалел – чувствовал, что закреплять это на практике надо было сразу – ковать железо, не отходя от кассы, как говорится. Зато на следующий день с Шатовым получился весьма продолжительный и продуктивный диалог. Что представляет из себя практика? Это вождение с комментариями. Но не шатовскими, а вашими собственными – инструктор (не обязательно Шатов) сидит рядом и требует от вас же, сидящего за рулем, подробного комментария текущей дорожной ситуации и ваших действий с упором на услышанную теорию (например, при торможении вы были обязаны назвать цвет и марку авто, едущего сзади вас). При этом весьма забавным было требование ехать в своем обычном стиле, поскольку после услышанного ездить так, как ездил до этого, нереально – ты начинаешь видеть гораздо больше опасностей на дороге. Это сложно. Это до18+ сложно. Но это реально работает, ты начинаешь читать ситуацию вокруг как открытую книгу. Если вы считаете, что при вашем 20-, 30-, 40-летнем опыте вождения вас уже ни чему полезному не возможно научить – поверьте, это далеко не так. Вот вы можете предсказать, что будет делать в следующий момент времени вон та чепырка, этот бизнес-седан, грузовик рядом и автобус вдалеке? Или вы об этом даже не задумывались, а просто в этом момент решили прикурить сигарету/прочитать смс/настроить радио? А если чепырка еще и занижена, затонирована по-бункерному, имеет стрисракерский тюнинх, новенький бизнес-седан начал подъезжать к вокзалу, а у грузовика со следами ДТП раскрылся тент и под ним что-то виднеется такое сыпучее? А что при этом будете делать вы? А как бы поступил при этом водитель-телохранитель?
Уже через 40 минут остатки моего мозга начали закипать, язык отсох, а глаза устали от постоянного кручения по зонам внимания (вы знали, что их как минимум 6?). Но Олег Юрьевич преподает уже давно, утерю моего внимания заметил, и поэтому мы быстро зарулили на парковку и пошло закрепление пройденного материала. По его результатам была дана четкая обратная связь – что хорошо, что плохо. Выяснилось, что у меня неплохо получается предсказывать действия соседей в потоке, мой стиль был охарактеризован как «уверенный, внимательный, осторожный» (насчет последнего ха-ха три раза от моей супруги
). Плохо – техника руления абсолютно неправильная, проблемы с наблюдением и временем принятия решений. Подробнее – на фото.
Вложение:
Без шапки.jpg [ 219.87 KiB | Просмотров: 1884 ]
Свое мастерство вождения до прохождения тренинга я оценил в 5 баллов из 10
Сразу после окончания курса - буквально через два часа - я выехал на трассу и уже на практике начал закреплять полученные знания. В этом большой поклон моей замечательной жене – в роли штурмана и понукалова она смотрелась изумительно, подсказывая мои ошибки (в руках держала телефон с фото аттестационного листа) и заставляя ехать правильно даже тогда, когда мой головной процессор снова начинал закипать от избытка информации и скорости ее переработки. Но справились, более или менее. При этом я реально ловил кайф от езды на скорости 90 км/ч. Раньше я в это не верил, и возраст тут ни при чем. Реальное осознание контроля над ситуацией – это очень большое удовольствие. В городе будет еще сложнее, так что вход в практику у меня оказался весьма мягким, рекомендую именно такое вкатывание
Ну что же, подведем итоги.
1. Кому это нужно?
1) тому, кто осознал, что ДТП избежать реально в 90% случаев. Не верите – не ходите, мне за ваш приход деньги не платят и скидку не дают
;
2) тому, кто готов учиться и переучиваться. Чем больше ваш опыт, тем сложнее вам будет. Не надо приходить с шапкозакидательским настроением;
3) тому, кто хочет научиться водить автомобиль безопасно.
2. Что для этого надо?
1) иметь желание учиться и переучиваться, быстро воспринимать и перерабатывать информацию;
2) иметь готовность отдать 6500 рублей (цена на момент написания отзыва) или уговорить своего адекватного работодателя;
3) даже не пытаться перебивать на лекции или в разговоре Шатова – «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, умООм и сООбразительностью» (с). Лучше запишите/запомните вопрос/замечание и спросите позже, попытка перебива обречена на провал изначально.
3. Минусы обучения:
1) донесение информации в весьма сжатом и тезисном виде требует от курсантов высокой мотивации к обучению;
2) нет раздаточных материалов (возможно, это осознанный выбор организаторов), успеешь законспектировать – молодец, не успел – надейся на свою память.
4. Плюсы обучения:
1) неплохой материал, доводится доходчиво, слайды и видео рулят;
2) небольшая продолжительность (можно выделить полдня своей жизни, дела не убегут); отсюда растут ноги концентрированной подачи информации;
3) относительно невысокая цена (в 4 раза меньше взноса по самой дешевой КАСКО, да и инвестиции в свое обучение являются самыми надежными).
Удачи на дорогах желать не имеет смысла. Есть смысл научиться эту самую удачу ловить, держать за хвост и никуда не отпускать. Это – реально.